конструктивизм

Новаторское течение в русском искусстве 1910-1930-х годов, проявилось больше всего в архитектуре, одно из ведущих течений в мировой культуре Авангарда - раннего модернизма.

zoom

Башня Татлина
(Памятник III коммунистического
интернационала), 1919 год

В 1924 архитектор Моисей Гинзбург применил термин в хвалебном отзыве на проект «Дворца труда», выполненный братьями Леонидом, Виктром и Александром Весниными.

Реальные постройки отличает новаторское формообразование, отказ от внешнего декора, функциональный планы и глубоко проработанные социальные концепции общественных (рабочие клубы) и жилых зданий (как массового жилища, так и экспериментов, например домов-коммун).

Принципы конструктивизма были сформулированы художниками В. Татлиным и А. Родченко и предлагали радикальное обновление художественного языка.

Само слово конструктивизм подчеркивает увлечение новыми строительными технологиями, увиденными как символ прогресса и новый способ выразительности. В 1923-1924 годах термин стали применять при описании архитектуры - как временных построек ВСХВ (Всероссийской сельскохозяйственной выставки, главный архитектор А. Щусев, главный конструктор А. Кузнецов), так и конкурсных проектов.

zoom

Дворец труда в Москве
Проект братьев Весниных, 1922-1923 гг.
 

Моисей яковлевич гинзбург (1892-1946)

Крупнейший практик и теоретик архитектуры и градостроительства в нашей стране в первой половине XX века.

Учился за границей в Париже, Тулузе и Милане, завершил образование в Рижском политехникуме в 1917 году. После Революции участвовал в большинстве основных конкурсов, а в 1925 году (совместно с А. Весниным) основал журнал «Современная архитектура» (СА) и Объединение современных архитекторов (ОСА) — самую активную и результативную творческую группировку.

Важнейшие постройки: жилые дома переходного типа в Москве, Свердловске (Екатеринбурге), Саратове в том числе дом Наркомата финансов РСФСР — во многом важнейшая постройка первой половины XX века не только в отечественном, но и международном контексте; жилой дом Госстраха в Москве, дом Правительства в Алма-Ате.

С рубежа 1930-х занимался также градостроительством и санаторно-курортной архитектурой на Кавказе и в Крыму. Среди теоретических трудов множество статей в журнале СА и книги «Стиль и эпоха (1924), «Жилище» (1934) и другие.

Жилой дом наркомфина (наркомата финансов рсфср)

Фантазию от пророчества часто отделяет лишь тонкая грань

Дом Наркомфина - осознанное место, оставляющее пространство для личного вместо лишнего. Место сопряжения с пульсирующим городом. Место уединения, транслирующее защищенность, надежность и исключительность.

Дом Наркомфина – плод деятельных мечтаний выдающихся архитекторов, авангардистов и конструктивистов, мысливших вне рамок своего времени. Новаторство и дерзость, намерение и утверждение, предвидение и вызов – этапы создания дома «переходного типа», дома совершившего переход из прошлого в будущее – Дома Наркомфина.

Дом Наркомфина вписан в контекст исторического центра города и эпицентр деловой и культурной жизни столицы. Благоустроенная инфраструктура и динамичные ритмы сочетаются здесь с атмосферой уверенного комфорта жилья премиум-класса, нейтрализующего суету мегаполиса.

Дом Наркомфина воплощает не только конструкторские замыслы его создателей, но и идейные принципы, воззрения, надежды. «Дом-корабль», «Дом-пароход» - неофициальные названия Дома Наркомфина, всем своим обликом, устремленного в будущее. Движение, ритм, мобильность - сквозные темы, составляющие сложную систему траекторий этого подлинного архитектурного шедевра. Символично и значимо, что архитектурный надзор за проектом осуществляет бюро «Гинзбург Архитектс», возглавляемое внуком Моисея Гинзбурга, Алексеем. Завершение реконструкции Дома Наркомфина планируется в III квартале 2019 года. За кажущейся внешней лаконичностью скрывается сложносочиненный, изобретательный мир, в котором многофункциональность и утилитарность гармонически сочетаются с эстетикой первозданных форм. Простота их непреложна и неопровержима. Всегда уместна и достоверна. Сложная геометрия простых форм Дома Наркомфина – самодостаточна. Минимализм, положенный в его основание предполагает не недостаточность чего-либо, но триумф технического расчета и соотношения всех его согласованных элементов:

  1. двухуровневые квартиры,
  2. кухни-гостиные с увеличенным остеклением,
  3. эксплуатируемая кровля с общественным пространством для жильцов,
  4. ленточное остекление,
  5. ориентация спален – на восход, а гостиных – на закат.

Уважение к первоидее Дома в сочетании с новейшими технологическими решениями и материалами делает Дом Наркомфина значимым элементом живой ткани города, место для жизни, в котором хочется творить, мечтать и воплощать задуманное.

Александр Александрович дейнека (1899-1969)

Один из ярчайших мастеров ХХ века. Он расширил границы живописи, обогатив ее художественными средствами фотографии и плаката.

Его образы и пластический язык и сегодня воспринимаются как новаторские. Художника в равной мере увлекали поиски лаконичной и выразительной формы, новизна темы, характерность героев и точность сюжетов. Дейнека с равным успехом работал как живописец и график, монументалист, скульптор, был одаренным педагогом и писателем, его творчество охватывает несколько десятилетий и отражает важнейшие вехи жизни страны.

Коренастый, широкоплечий, очень аккуратный, сохранивший на долгие годы боксерские навыки, Дейнека виделся современникам «взрывчатым товарищем», «крайне амбициозным, блестящим», и одновременно «нежным и тонким, умевшим замыкаться в самой камерной и личной лирике».

zoom

Дейнека А. А. «Автопортрет», 1948 год
Холст, масло. 175,2 x 110
Курская картинная галерея

В доме Наркомфина мастер прожил с 1936 года более 20 лет.

Его случайная гостья художница Т. А. Лебедева вспоминала: «Длинный коридор, целиком застекленный с одной стороны, в который выходили двери квартир, был завешен мокрым бельём, пелёнками, шумели примуса и т. п. И это на фоне Корбюзье. Но у Сашки все было в соответствии. Одна комната с антресолями, крохотная кухня, очень мало вещей, две-три собственные картинки, неплохой портрет XVIII века, зеркало, все выглядело «интеллигентно».

Николай Александрович Милютин (1889-1942)

Советский государственный и общественный деятель, теоретик современного градостроительства, автор книги «Соцгород» и самый знаменитый из жильцов построенного по его инициативе Дома Наркомфина.

Фигура Николая Милютина совмещает в себе несколько ипостасей – он и деятель Революции и Гражданской Войны, и строитель советского государства, и видный теоретик, тесно общавшийся с лидерами авангарда Моисеем Гинзбургом, Ле Корбюзье и др.

Он работал заместителем наркома соцобеспечения РСФСР (1922-24), был наркомом финансов РСФСР (1924-29), возглавлял Комиссию по строительству новых городов (1929) и аналогичный отдел в Комакадемии (1930). В 1929 году начинается строительство Дома Наркомфина, а в 1930 Милютин пишет книгу «Проблема реконструкции социалистичеких городов» или просто «Соцгород» − важнейшую градостроительную книгу, появившуюся в нашей стране. Согласно концепции Милютина советский промышленный город (соцгород) по своей структуре будет представлять собой многослойную ленту, проложенную вдоль железнодорожных путей, предприятий, складов и развивающуюся без ограничений.

В архиве его дочери Екатерины сохранились примечательные эскизные архитектурные проекты ее отца. Это частично опубликованные в книге «Соцгород» дом-коммуна, столовая, детские сады, общежитие, небольшие жилые дома, стилистически сходные с общеевропейскими аналогами. Известен также его проект курортной столовой-клуба, опубликованный в журнале «Советская архитектура» (1932 года, № 1), также типичный для архитектуры авангарда. Совершенно иной, теперь уже декоративной стилистикой отличаются более поздние архитектурные работы Милютина. В 1934-1937 годах он возглавлял Управление кинофикации РСФСР, сохранился ряд его эскизов с остроумно решенными планами многозальных кинотеатров, украшенных нарядными колоннадами. Завершая свое архитектурное образование, Милютин выполнял учебные проекты уже в ретроспективном стиле. Такова «Аудитория МГУ». Руководитель Б. М. Коршунов; «Художественные мастерские Дворца Советов». Руководитель М. Я. Гинзбург (1939). В своей дипломной работе, (1940) – проекте эстакады, соединяющей улицу Горького (Тверскую) с Красной площадью, – Милютин развивал идею линейной планировки применительно к самому центру Москвы. В 1941 году он работал над диссертацией «Теория социалистического расселения», где важное место должна была занять его линейно-поточная система планировки, рассмотренная уже с позиций историка, но тяжелая болезнь оборвала его планы. В 1942 году архитектор и общественный деятель умер.